Мы в соц-сетях:

Взгляд на проблему
Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные проблемам инвалидов. В первом номере журнала это были статьи о спортивной реабилитации инвалидов, о людях с ДЦП, во втором – о людях с нарушениями интеллекта.

Две статьи, предлагаемые вашему вниманию сейчас, написаны незрячими людьми. Одна из них посвящена проблемам, с которыми приходится сталкиваться инвалидам данной категории. Тема второй более глобальна – она затрагивает проблему взаимоотношений инвалида с обществом в целом, независимо от категории инвалидности.

При этом позиции авторов во многом различны. Не совпадают, например, их взгляды на систему специального обучения, работу инвалидов на специальных предприятиях. Кто прав? Решать вам. Возможно, тут просто не может быть единого мнения, и нужно уметь учитывать разное видение проблемы разными людьми…

Нам очень хотелось бы знать и ваше мнение, дорогие читатели. Что вы думаете об отношении общества к инвалидам, и самих инвалидов – к обществу? Известны ли вам примеры людей, которые, как пишет Сергей Крюков, «воспитывались в нормальных условиях и сами могут за себя постаять в любой жизненной ситуации», смогли реализовать себя в жизни? А кроме того – о каких еще проблемах вам хотелось бы прочитать на страницах журнала? Ждем ваших отзывов!

Они тоже хотят быть счастливыми

Зрение, слух, обоняние осязание, вкус – эти способы восприятия окружающего нас мира заложены в нас с рождения. Но есть люди, которые не могут воспользоваться одним из них: это незрячие люди. Тех, кто полностью или частично лишен зрения, на жизненном пути подстерегает много трудностей и опасностей. С детских лет им и их близким приходится решать различные проблемы, связанные с их недугом. Незрячий ребенок не осознает всю сложность своего положения, но, начиная со школьного возраста, он начинает осознавать, что отсутствие зрения значительно затрудняет его жизнь.

Попробуем проследить жизненный путь незрячего человека. С раннего детства родителям такого ребенка приходится решать проблемы дошкольного и среднего образования. К сожалению, не во всех городах нашей страны существуют специальные детские сады и школы для незрячих. Родители вынуждены обучать детей на дому или отправлять их в ближайшую спецшколу, находящуюся порой за сотни километров от дома. Надомное обучение лишает детей возможности общения со сверстниками и делает их замкнутыми и неприспособленными к жизни. А учеба в другом городе, особенно слабых и болезненных детей, заставляет родителей опасаться за их здоровье. У большинства незрячих детей имеются сопутствующие заболевания: нарушения нервной системы, опорно-двигательного аппарата, слуха и другие, что еще более осложняет их обучение и жизнь. Но, несмотря на все трудности, детский сад и школа необходимы незрячим детям. Они не только помогают получить полноценное образование, но и учат общению со сверстниками, способствуют приобретению жизненных навыков, раскрывают данный природой талант. Многие дети поступают в школы из неблагополучных семей и детских домов. Для них школа-интернат становится домом.

По мере взросления незрячим так же, как и здоровым подросткам, приходится пережить все трудности переходного возраста. Очень часто в это время может обостриться чувство неполноценности, ущербности. В этом периоде очень важны забота и понимание родителей, помощь учителей, реабилитологов.

Быстро пролетают школьные годы, и уже в старших классах встаёт проблема: кем быть? Тут, к сожалению, в основном, выбор незрячего невелик. В столице и крупных городах России, особенно в последние годы, многие незрячие получают профессию юриста, переводчика, филолога, психолога, социального работника. Но поступить в институт не так-то легко, к тому же, обучение незрячего затруднительно, а порой и совсем невозможно без компьютера, печатной машинки, диктофона для записи лекций.

Поэтому основная масса незрячих людей выбирает между профессиями массажиста и музыканта, которым обучают в специальных училищах. Но, кем бы ни стал незрячий, он испытывает большие трудности с трудоустройством, так как большинство предприятий и организаций неохотно берут на работу инвалидов. Поэтому многие, не найдя применение своим знаниям, идут на специальные учебно-производственные предприятия или сидят дома. Незрячие также сталкиваются и с бытовыми проблемами, такими, как ограниченность в передвижении по городу, сложности, связанные с ведением домашнего хозяйства. Тяготит их и дефицит общения. Многие впадают в уныние, пьянствуют, замыкаются в себе. Но есть и те, кто находит в себе силы бороться с трудностями и с оптимизмом идут по жизни.

Есть и еще одна категория незрячих, о которых нельзя не сказать. Это те, кто потерявшие зрение уже во взрослом возрасте. Им труднее пережить потерю зрения, чем тем, кто не имеет его с рождения. Многие из них попадают в реабилитационный центр в Волоколамске, где квалифицированные преподаватели и психологи помогают им приобрести необходимые жизненные навыки и веру в себя.

Но какие проблемы не отягощали бы жизнь незрячих, они – обычные люди, такие же, как и все. Так же, как и все, они хотят иметь семью, друзей, работу, найти свое место в жизни. Они обладают талантами и ценными душевными качествами, среди них есть известные спортсмены, певцы, музыканты, поэты и просто хорошие люди.

Они тоже хотят быть счастливыми, ведь отсутствие зрения не означает отсутствия души.

Владлена Пелипец
Издание: Журнал «Луч Фомальгаута №3»
Размещено: 26 июля 2008 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)