Мы в соц-сетях:

Живой разговор

Путь к читателю
по «Лучу Фомальгаута»

Один из крупных проектов центра «Одухотворение» – издательство «Луч Фомальгаута» – выросло из журнала, первый номер которого появился в 2002 году. Его создатель Ирина Позднякова сравнила творчество инвалидов со звездой Фомальгаут в созвездии Южной Рыбы. В наших широтах она кажется тусклым огоньком, хотя на самом деле это одна из двадцати ярчайших звезд неба! Но такой ее можно увидеть только в южных широтах. «Для того чтобы изменить мнение об инвалидах, да и просто – о любом человеке, – убеждена Ирина, – не нужно совершать далекого путешествия вдоль земного меридиана». Собирая произведения людей с инвалидностью на страницах «Луча Фомальгаута», она стремится раскрыть истинный масштаб их личности и таланта.

И. Позднякова, Леонид и Инна Тарасовы

Публикации в этом издательстве сыграли весьма заметную роль и в моей творческой судьбе. С Ириной и ее журналом в 2003 году меня познакомил чебоксарский поэт, прозаик и веб-дизайнер Саша Ильин. В 2001 году для публикации произведений инвалидов он начал издавать ежегодник «Поле надежды». Первый номер Саша послал, в том числе, и в «Русский инвалид». Я написала на него рецензию – так завязалось наше знакомство.

Помню, уже тогда мы удивлялись, что отклики на это скромное издание приходили из самых отдаленных уголков страны. Хотя удивляться было нечему. Для людей с инвалидностью творчество часто остается единственно возможной формой самореализации, хотя далеко не все дотягивают до профессионального уровня. Поэтому им очень нужны площадки, на которых можно публиковать и обсуждать свои произведения. Так что читательская поддержка журналов «Поле надежды» и «Луч Фомальгаута» закономерна.

Но для издания журнала нужен не только энтузиазм, но и финансы. Средства спонсоров, оплачивавших «Поле надежды», закончились на третьем номере. Именно в этот момент проявилась широта Сашиной натуры. Поняв, что издавать свой журнал не удается, он взял на себя верстку «Луча Фомальгаута». С его приходом журнал преобразился, и, думаю, именно это продлило его жизнь. Центру «Одухотворение» удалось найти деньги на издание и рассылку по всей стране 11 ежегодников! Кроме того, с 2003 по 2009 год «Луч Фомальгаута» превратился в полноценное издательство, которое выпустило 15 книг авторов с инвалидностью.

* * *

Трудности, с которыми сталкивается автор, пытаясь опубликовать свои произведения, я знаю не понаслышке. Напечататься где-то кроме газеты «Русский инвалид», в которой я работаю с 1993 года, удавалось только тогда, когда мое предложение полностью совпадало с желаниями редакции. А наладить более-менее регулярные отношения мне удалось только с изданием «Здоровье детей», которое интересовали проблемы работы с детьми-инвалидами. Но пишу-то я не только об инвалидах…

В начале 2000-х годов, опираясь на опыт работы в школе с юными поэтами, я написала книжку «12 ступеней к вершинам стиха». Главной ее целью стало знакомство школьников с разнообразием форм русской поэзии. Книжку горячо одобрили мои друзья, и я попыталась найти издателя. Но из этих попыток ничего не вышло – на письма редакции не отвечали, а когда я сходила в пару профильных издательств, мне вежливо сказали, что их издательский портфель переполнен, и даже не взяли рукопись. Печататься за свой счет я не хотела, т.к. считала, что согласие редакции – это хоть какая-то гарантия того, что твоя книга найдет читателей.

В итоге книжка все-таки вышла в 2005 году, но произошло это случайно. Знакомая моего бывшего учителя занялась издательским бизнесом, и он порекомендовал ей меня. В итоге я получила только 5 авторских экземпляров, плюс еще штук 15 выкупила для подарков. Саму книжку вроде бы видели в магазинах. Но вскоре издательство закрылось, и куда делся остаток тиража, я не знаю. Особого желания что-то еще писать не возникало.

Поэтому для меня «Луч Фомальгаута» сразу стал местом, где можно было печатать «неформатные» материалы. Первый из них появился в № 4 (2005 год) и был посвящен тому, как меняется в памяти людей восприятие старого русского города Молога, затопленного в конце 30-х годов при строительстве Рыбинской ГЭС.

В начале 2006 года я делала большое интервью с Леонидом Тарасовым и в разговоре упомянула о том, что было бы неплохо собрать свои лучшие статьи в один сборник – в то время они стали довольно активно распространяться в Интернете без моего ведома. «Отлично! Собирай, а мы издадим!» – неожиданно горячо откликнулся он… Так появилась книга «В поисках смысла: инвалид с детства и его окружение», ссылки на которую сегодня есть во многих электронных каталогах изданий по инватематике. Оформлял ее все тот же Саша Ильин.

А чуть раньше, летом 2005 года, произошло событие, определившее еще одно направление моего творческого развития. Я оказалась в Елабуге и попала в только что открывшийся Дом памяти Марины Цветаевой, в котором она провела последние 2 недели жизни.

дом Цветаевой
Дом памяти Цветаевой

Народу было совсем немного. Осматривая чистенькие, аккуратные, почти игрушечные комнаты, я вдруг ощутила жуткую безысходность, какое-то вселенское одиночество. Казалось, дух Марины Ивановны так и не покинул этого места.

Угол комнаты
Угол ее комнаты - практически во всю длину от окна до двери.

Возникла потребность как-то написать об этой трагедии. Но как?

Осенью того же года я купила недавно вышедшую книгу переписки Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Прочитав ее, я поняла, что трагедия Цветаевой, по сути, зрела всю жизнь. Она коренилась в ее полной неспособности отрешиться от собственных иллюзий, увидеть человека и событие таким, каким оно было на самом деле. В душе Цветаева непрерывно творила и ниспровергала героев – жить менее напряженно ей было не дано. Эта черта очень ярко проявилась в ее отношениях с двумя великими современниками – поэтами Борисом Пастернаком и Райнером Мария Рильке.

После завершения работы над сборником я начала писать эту книгу. Когда поняла, что работа движется успешно, поделилась замыслом с Л.Тарасовым – и сразу получила обещание искать средства на публикацию. Излишне говорить, как оно меня окрылило!

Книга вышла в свет в начале 2009 года. Правда, средств хватило только на оплату расходов, так что большую часть тиража мне пришлось распространять самой. Не могу сказать, что я это делаю очень успешно. Но без поддержки «Одухотворения» книги не было бы вовсе.

Так сотрудничество с ЛФ позволило мне реализовать сразу несколько своих проектов. А главное – обрести веру в то, что творческий человек должен стремиться как можно лучше воплотить свой замысел, а не искать издателей и распространителей. Если ты не замыкаешься в себе, рано или поздно, поддержка твоим начинаниям найдется.

P.S. Эта статья – конспект моего выступления на фестивале "Одухотворение" 5 февраля 2017 года. Вот как это выглядело.

Екатериа Зотова
Размещено: 10 февраля 2017 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)