Мы в соц-сетях:

Уроки жизни

Лагерь - ступенька к театру

Большой круг

Что такое лагерь? Это – лето, солнце, природа, игры, купание, новые друзья… В общем, веселая, беззаботная жизнь, отдых от школьных будней, а заодно – и от родителей. В Летнем театральном лагере Интегрированного театра-студии «Круг II» всё так – и не так. Вот уже 16 лет он проходит в Пансионате с лечением «Чайка» на Рубском озере, расположенном в Тейковском районе Ивановской области. Разумеется, там есть и замечательная природа, и песчаный пляж, и игры на свежем воздухе. Вот только приезжают сюда не только дети и не только для того, чтобы отдохнуть.

В 2016 году в лагере было: 20 родителей, 40 подростков и взрослых людей с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья, 5 волонтеров, 4 стажера из родительских организаций Красноярска и Уфы, а также реабилитационного центра «Росинка» (Балашиха), и 9 специалистов. В числе последних, благодаря финансовой поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива», оказались питерский музыкант Алексей Плюснин, актриса «Театра DOC» Наргис Абдуллаева, хореограф Татьяна Коновалова и психотерапевт Анна Ключникова. В лагере был даже свой духовник, священник церкви Успения, что в Газетном переулке в Москве, отец Олег Батов.

Необычно для лагеря, не правда ли? Но и цели у его организаторов тоже необычные. Вот что говорит об этом руководитель Интегрированного театра-студии «Круг II» Андрей Афонин:

«Наш лагерь дает человеку с особенностями развития непосредственное ежедневное переживание социальной инклюзии, заключающееся в творческой деятельности, общении и совместном отдыхе в разновозрастном коллективе. Одной из основных задач лагеря является создание полноценного социума, в котором каждый человек, и прежде всего, человек с особенностями развития, является активным, деятельным и ответственным членом. Кроме того, наш лагерь является школой общения и освоения социально-бытовых навыков. Многие студийцы ездят в него без родителей, так как стали самостоятельными.

Друзья

Человек с особенностями развития в творчестве воспринимается нами как полноценный партнер и мы, как мастера, обязаны прислушиваться к тому, что он несет в себе, к его взгляду на мир, его творческому потенциалу. Но при этом не всё, что делает этот человек, может и должно становится произведением искусства. Им становится лишь то, что обладает определенной целостностью, за что человек может нести свою личную ответственность как художник в данной сфере искусства. Занимаясь созданием произведений искусства, мы учим студийцев ответственной деятельности, что впоследствии влияет и на их социальный статус.

Давая человеку с особенностями развития возможность высказаться, мы можем услышать что-то такое, чего нам никто другой не сможет сказать. Но для этого нам надо проявить большую творческую фантазию, пересмотреть наши стереотипы. Неслышащий человек может петь, и это может быть именно его пение. Но если мы сравним пение неслышащего с тем, что сейчас признается как норма, мы не сможем его услышать. И тогда мы сами становимся глухими. Но если мы услышим это пение, то человек с особенностями развития расскажет нам о тайне человеческого существа – о том, чего мы не знаем. И мы должны быть ему за это благодарны.

Юные музыканты

В особом искусстве мастер и ученик вместе трудятся над созданием новой эстетики, где ученику с особенностями развития отведена роль инициатора форм и смыслов, а режиссеру – транслятора их в современной культуре. Основная задача мастера – выйти за рамки привычных эстетических критериев, суметь донести до зрителя другую эстетику, раскрыть новые возможности коммуникаций с помощью искусства с их неисчерпаемой и непривычной для зрителя наполненностью».

Каждый день людей, живущих в лагере, ждало множество творческих занятий: театральные тренинги и репетиции, лекции, танцы, занятия музыкой, сочинение литературных произведений людьми с особенностями развития… На каждом из них студийцы готовились к своей главной миссии – участию в театральных постановках.

Кроме того, как в любом лагере, здесь было множество экскурсий, веселых игр и соревнований, занятий по интересам. В этом году ребята рисовали акварелью по мокрому листу, складывали фигурки оригами – птиц и корабли. В керамической и столярной мастерских строились необычные глиняные и деревянные дома. Родители придумывали и оживляли тряпичных кукол. Все результаты творческой работы были представлены на перформансе в финале лагеря.

Впрочем, повседневная жизнь была отнюдь не безоблачной. Как признался Андрей Афонин, «в этом году нам пришлось особым образом решать вопрос "гаджетов", так как среди участников появились дети, имеющие психологическую зависимость от них. Часто родители используют гаджеты с целью облегчить себе жизнь, так как их “сложные” дети, погружаясь в виртуальный мир, покидают на время мир реальный, в котором им требуется поддержка родителя. Получается, что и родитель, и ребенок – оба – довольны уходом в виртуальный мир. Но поскольку он устроен понятным и простым для ребенка образом, а реальность сложна и страшна, ребенок начинает убегать в виртуальный мир, теряя и без того очень слабые связи с жизнью реальностью. Мы наблюдаем одновременно три поколения студийцев. Взрослые участники, выросшие без гаджетов, умеют общаться и ценят человеческие контакты, средняя группа умеет дружить, а младшая - в любое свободное время утыкается в телефоны и планшеты. И это – не особенности развития особых детей, а особенности культурного развития. Именно отсутствие эмоций, живых, человеческих эмоций, и дает аутизацию человека, который общается только в интернете. Коммуникация без эмоциональной составляющей - это роботизация человека. С этим нам и пришлось бороться».

Вечерние посиделки

Своя программа была у стажеров и родителей. И те, и другие ежедневно занимались в «Школе родительского мастерства», в творческих мастерских, на театральных и музыкальных тренингах. Родители учились быть честными с самими собой, быть ответственными за свои чувства, жить в равновесии с миром, принимать себя и своего ребенка, раскрывать в ребенке внутренние силы, помогающие ему входить в социум и постигать мир. Кроме того, родители имели возможность получить ежедневное общение с педагогами и индивидуальные консультации. А стажеры получили огромный опыт совместной жизни и творчества с людьми с особенностями развития, которые оказались не инвалидами, а творческими и ответственными людьми.

27 августа на Круглый стол «Организация доступной среды и развитие людей с ментальной инвалидностью», который проводился в лагере, собрались представители семи региональных организаций Ивановской и Ярославской областей. Специалисты, родители и дети из этих организаций приняли участие не только в совместном общении, но и в небольшом фестивале театральных коллективов «Круг II» и «Прикосновение» из Ярославля. Тепло и улыбки родителей, серьезный разговор специалистов и общая радость ребят в совместном представлении – вот результат этого дня и всего лагеря.

На Круглом столе

На будущий год студийцы вновь проведут незабываемый месяц на берегу Рубского озера и уже начинают подготовку к этому серьезному мероприятию. По традиции, с началом января 2017 года стартует конкурс на прохождение летней стажировки. Стажировка будет включать ежедневное сопровождение: обучение, консультации, мастер-классы, творческие и практические занятия.

Заявления специалистов реабилитационных и творческих студий, работающих с «особенными» людьми, и активистов родительских организаций на прохождение двухнедельной стажировки принимаются до 1 апреля по почте studio2kroog@gmail.com или на сайте www.rvmos.com.

До встречи в лагере!

Ждем новых друзей!
Размещено: 22 декабря 2016 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)