Мы в соц-сетях:

Глазами специалиста

Разговор
об образовании

Как я училась в школе

Мой путь к профессии учителя был не совсем обычным. При рождении я получила родовую травму, и позже мне был поставлен диагноз «ДЦП». Однако благодаря усилиям моих родителей он не стал для меня приговором. В 1990 году меня взяли в московскую общеобразовательную школу № 982.

Первые два класса я училась на дому, ко мне приходила молоденькая учительница Елена Анатольевна. Несмотря на то, что я тогда вообще не посещала школу, Елена Анатольевна старалась рассказывать обо мне классу, в котором я числилась. В результате ребята были готовы к встрече со мной, и третий класс я полностью отучилась в школе, со всеми вместе. Не скажу, что это было легко, поскольку я очень медленно писала и часто не успевала что-то делать вместе с классом. Поэтому Елена Анатольевна занималась со мной дополнительно после уроков.

После третьего класса я перешла в пятый (в то время в начальной школе учились три года), в среднюю школу. Разные учителя-предметники, разные кабинеты на разных этажах. Оставаться после уроков и заниматься дополнительно не было ни сил, ни возможностей. В результате в школу я проходила только первую четверть. Дальше родители предложили мне компромисс: перейти на частичное надомное обучение, но посещать со всеми вместе те уроки, на которых не надо было много писать (историю, иностранный язык, окружающий мир), чтобы я могла хоть как-то общаться с одноклассниками. По такой модели я проучилась до 8-го класса, когда у меня появился принтер и я полностью отказалась от ручки с тетрадкой, перейдя на клавиатуру и мышку.

В старших классах наш класс расформировали, поскольку многие ребята поступили в колледжи. Меня перевели в другой класс, где я никого не знала. Смысл в посещении совместных уроков отпал, и я окончательно перешла на надомное обучение.

Мой путь к профессии

За полгода до окончания школы я решила, что буду поступать на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Преодолев массу трудностей, я всё же поступила туда, а через пять лет окончила его с красным дипломом. Я была на седьмом небе от счастья. Но в то же время постоянно мучилась вопросом: «Что же дальше?». И вот однажды, «гуляя» по просторам Интернета, я вдруг наткнулась на сайт Центра образования «Технологии обучения», который реализует проект i-Школы. Я узнала, что эта школа создана для детей-инвалидов и детей, не посещающих школу по состоянию здоровья. Преподают там по Интернету. Я задумалась, ведь я с детства хотела стать учителем! Но в студенческие годы все уверяли меня, что учусь я, по большому счёту, для себя, и, хотя в моём дипломе будет написано «Философ-религиовед. Преподаватель философии и религиоведения», преподавать я никогда не буду, поскольку моя дикция для этой работы ну никак не подходит! Я вдруг решила рискнуть и написать письмо. В письме указала своё образование и сообщила, что могла бы преподавать курсы по философии и религиоведению (на сайте я узнала, что, помимо основных, обязательных предметов, в школе есть много факультативных, дополнительных курсов по разным направлениям). Отправила я письмо и забыла, даже не сообщив об этом ни родителям, ни брату. Через месяц мне пришел ответ – меня приглашали на собеседование. Так семь лет назад я пришла в i-Школу.

Работая здесь, я имею возможность поделиться с ребятами собственным опытом, поддержать, дав им надежду, что даже с тяжёлой инвалидностью можно найти своё место в жизни и чувствовать себя полноценным человеком. Кроме того, у меня есть шанс дать ребятам то, чего мне в своё время не хватало, – полноценное систематическое обучение по гуманитарным предметам. А ведь это очень важно, поскольку кругозор учеников расширяется, и у них есть шанс избежать ошибок, которые были у меня.

История и специфика i-Школы

Возникла i-Школа в 2003 году. Её основными целями являются предоставление качественного дистанционного образования детям-инвалидам и детям, не посещающим школу по состоянию здоровья, а также повышение мотивации учащихся. В i-Школе учатся дети-инвалиды в основном с сохранным интеллектом с такими диагнозами, как ДЦП, аутизм, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронические заболевания.

В школе существует две формы обучения – основная и дополнительная. Те ребята, которые находятся на основном обучении, изучают все предметы, как в обычной общеобразовательной школе. При прохождении программы учитываются индивидуальные особенности ребёнка. У каждого ученика есть своё расписание. Как правило, его учебная неделя состоит из двух очных дней и трёх дистанционных. В очные дни ученик ездит в школу (для колясочников и имеющих трудности в передвижении предусмотрена бесплатная доставка), в дистанционные же дни занимается дома в online-режиме (как правило, занятия ведутся через программу Skype). Очные и дистанционные занятия могут быть как индивидуальными, так и в малых группах (по 2–3 человека). В последнее время в целях социализации учеников наша школа пытается полностью отказаться от индивидуального обучения в пользу малых групп.

Для того чтобы ученик смог заниматься дистанционно, не выходя из дома, а также создавать разнообразные проекты, на время учёбы школа бесплатно предоставляет ему всю необходимую технику (компьютер с программным обе-спечением, принтер, сканер, web-камеру, микрофон, наушники, колонки) и подключает у него дома Интернет. Кроме традиционных методов взаимодействия учителя как лектора и экзаменатора и ученика как слушателя и экзаменуемого, в i-Школе активно развивается метод проектов и малых проектов, предполагающий сотрудничество учителя и ученика. Проекты – это исследования по отдельному предмету или на межпредметном материале. Они могут быть выполнены в форме доклада, реферата, презентации и даже фильма или мультфильма.

Однако далеко не все дети спешат перевестись в нашу школу из обычных общеобразовательных школ, потому что существует ещё и дополнительная форма обучения, дающая возможность совмещать учёбу в i-Школе и где-то ещё. В этом случае ученик сам выбирает, какие предметы он будет изучать.

Дети дополнительного контингента, как правило, обучаются дистанционно, в режиме on-line, связываясь с учителем через Skype, или в режиме off-line, когда ученик читает материал и выполняет задания, выложенные в специальной среде Moodle (у нас она называется i-Класс), в любое удобное для него время, а учитель потом проверяет их и пишет рецензию. Кроме курсов по общеобразовательным предметам, в i-Школе есть очень много дополнительных курсов по математике, филологии, естествознанию, истории, иностранным языкам, искусству, технологии. Каждый ученик может выбрать себе то, что ему нравится. Дополнительные курсы доступны как «основным», так и «дополнительным» ученикам. В школе существует своя театральная студия, где регулярно ставятся спектакли. Ребята даже ездят на гастроли в другие школы и детские сады. Да и в самой школе за учебный год проходит множество разных праздников, фестивалей, предметных недель. Так что, несмотря на преобладание дистанционной формы обучения, наша школа старается развивать очные формы взаимодействия учеников с учителями и одноклассниками.

Преимущества и недостатки
дистанционного обучения

Их немало. Во-первых, это мобильность, отсутствие привязки к определённому месту и времени. Ведь для того чтобы обучаться дистанционно, совершенно не обязательно, чтобы учитель и ученик находились в одном помещении. При наличии Интернета они могут связаться друг с другом, даже будучи в разных городах или странах. Во-вторых, дистанционное обучение – это возможность обучаться сразу на нескольких разных курсах одновременно. Для этого достаточно просто «кликнуть» мышкой и перейти на нужный курс. Этим дистанционное обучение, в частности, удобно для инвалидов, которым трудно передвигаться. Им не надо никого просить о помощи, чтобы добраться до места учёбы. На мой взгляд, этот факт повышает самооценку инвалидов, делает их более самостоятельными, независимыми от других.

Третьим не менее важным преимуществом является то, что сами инвалиды, получив образование, смогут найти работу, связанную с тем же дистанционным образованием. Ведь для того чтобы преподавать по Интернету, не надо никуда ездить. Если у человека какие-то проблемы с речью, он тоже сможет стать преподавателем, поскольку может речь заменить письмом или совмещать эти две формы общения (в Skype, например). Кроме того, сейчас активно развивается и синтезированная речь. За то время, пока писалась эта статья, я нашла довольно неплохую программу для создания аудиокниг. С её помощью можно прочитать вслух любой текст и записать в виде аудиофайла. В ближайшее время я планирую оснастить такими аудиофайлами все свои уроки, чтобы ребята могли не только читать, но и слушать.

Помимо преимуществ, у дистанционного образования есть недостатки, основным из которых является проблема объективности при выставлении оценок. Некоторые наши ученики и их родители убеждены, что достаточно прочитать урок, выполнить тест и вовремя «выйти» на дистанционный урок, – и «пятёрка» у них уже в кармане. У меня была ученица, которая никаких оценок, кроме «пятёрок», не признавала. Её мама устраивала скандалы даже в том случае, если учитель поставил её дочери «четвёрку» в четверти, а если этот «упрямец» был ещё и непреклонен, она тут же писала заявление и меняла учителя. В итоге эта девушка, окончив школу с золотой медалью, поступила в Московский психолого-педагогический университет на дистанционный факультет и периодически жалуется журналистам, как невыносимо трудно современному инвалиду получить высшее образование.

Таких «уникумов» в начале моей работы в i-Школе было немало. Особенно жарким выдался первый год преподавания обязательного предмета «Обществознание». Завуч и кураторы (классные руководители) буквально забросали меня претензиями в необъективности выставления оценок. Я была в растерянности, ведь я любила свой предмет и хотела, чтобы ребята получали по нему оценки не «для галочки», а за реальные знания, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. С другой стороны, скандалов тоже не хотелось. И тогда я нашла выход – разработала свою систему оценок.

Каждый урок состоял из трёх частей: 1) лекции-теста; 2) большого теста и 3) задания-эссе. Лекция-тест представляла собой параграф учебника, разделённый на подпараграфы, между которыми я вставляла мини-тесты – один-два вопроса на внимание. Если ученик внимательно прочитал подпараграф, то выполнить этот тест ему не составляло особенного труда. Таким образом, изучая лекцию, школьник не был пассивным читателем, а оказался вынужден проявлять пусть минимальную, но активность. Особенно ленивых ребят после того, как они прочитают такую лекцию, ждала награда – заслуженная «тройка». Правда, при условии, что он ещё выдержит мой штурм вопросами на online-уроке.

Тем, кого «тройка» не устраивала, приходилось выполнять большой тест, который я тоже составляла сама, руководствуясь лекцией. Он содержал то, что следовало запомнить из лекции. Те, кто справлялся с лекцией и тестом, а также выдерживал мой опрос, получали «четвёрку».

Однако, чтобы получить «пятёрку», выполнения тестов недостаточно. Особо пытливым я предлагала развёрнуто ответить на какой-нибудь вопрос, выразить и объяснить свою позицию, подискутировать. Должна признаться, далеко не всем, кто пытался выполнить такого рода задание, я ставила «пять». Иногда это были откровенные отписки «для галочки», иногда – простое непонимание вопроса. В любом случае на каждый ответ я писала подробную рецензию, в которой объясняла, почему я его засчитываю или не засчитываю.

В конце изучения каждого модульного раздела я устраивала контрольную работу. Учитывая, что скорость и реакция у наших учеников разная, я не требовала стопроцентного выполнения контрольной. Перед каждой работой я определяла, сколько баллов ставится за её максимальное выполнение и где «начинается» «тройка», «четвёрка» и «пятёрка».

На мой взгляд, подобная система учитывает три кита обучения – внимание, память, умение рассуждать. О своих критериях я рассказывала ученику ещё на самом первом занятии, чтобы он мог определиться, на какую оценку может работать. После введения этой системы все претензии прекратились. Ребята сами видели, на какую оценку они занимаются.

Да, дистанционное обучение сегодня далеко не совершенно. Оно имеет как заманчивые преимущества, так и существенные недостатки. Однако следует помнить, что дистанционное обучение на базе интернет-технологий (дистанционное обучение, бытовавшее до этого и основанное на переписке, я бы отнесла к предыстории), существует не так давно, а значит, находится в начале своего развития. Я уверена, что в будущем появятся методики и стандарты, которые позволят дистанционному обучению серьёзно конкурировать с иными формами образования.

Издание: Журнал «Луч Фомальгаута №11»
Размещено: 10 ноября 2015 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)