Мы в соц-сетях:

Встречи с прекрасным

СЕМНАДЦАТЬ

мгновений вечности

Это случилось в конце зимы. Ко мне в гости пришла моя учительница, Светлана Лукинична. Сколько я этого ждала! Вот уж почти год прошёл, как они с мамой встретились в магазине и обменялись телефонами. Выяснилось даже, что мы три года как соседи. Я всё удивлялась: «Надо же, как мы удачно переехали! Теперь наши со Светланой Лукиничной дома рядом». Но увидеться всё не получалось. И вот в один февральский субботний день наша встреча всё-таки состоялась.

Мы встретились, как старые друзья после долгой разлуки. С момента, когда я окончила школу, прошло семь лет. Целая эпоха в истории одной человеческой жизни! За это время ученица, вышедшая тихим летним вечером из стен своей родной школы, успела окончить университет, поступить в аспирантуру и сама уже стать школьной учительницей, которая пытается привить старшеклассникам элементарные знания по философии. Много нового произошло и у моей теперь уже старшей коллеги. В общем, поговорить было о чём! Но постепенно наш разговор о школе, педагогике, книгах перешёл в более абстрактную плоскость. Разговорились о религии, Боге, высшем разуме, гениях. И вдруг Светлана Лукинична вскользь упоминает имя Нади Рушевой.

– Надя Рушева? А кто это? – спрашиваю я.

– Ты не слышала про неё?

– Нет, – отвечаю я, при этом усиленно копаясь в закоулках своей памяти. Странно! «Надя Рушева» – что-то своё, родное, но при этом я никогда раньше не слышала это имя и не знаю, кто это.

– Была такая художница, – между тем продолжала Светлана Лукинична. – К сожалению, она прожила очень мало – всего 17 лет, но за свою жизнь нарисовала более 10 тысяч рисунков!

– Сколько?! – удивлённо спросила я, не поверив собственным ушам.

– Да-да, и это ещё неточное число. Все рисунки сосчитать просто невозможно!

– Вот это да! – я была шокирована. – А из-за чего она умерла?

– Аневризма сосуда головного мозга. Сосуд лопнул, врачи не смогли спасти.

– Н-да, – произнесла я, пытаясь соизмерить 17 лет жизни и 10 тысяч рисунков.

– О болезни никто не знал, Надя была совершенно здоровой, ничем практически не болела.

Позже мне станет известна версия, согласно которой причиной трагедии мог послужить гонконгский грипп, которым Надя переболела за полтора месяца до своей скоропостижной кончины.

– А девочка действительно была гениальной, – продолжала свой рассказ Светлана Лукинична. – Представляешь, она никогда не пользовалась ластиками и черновиками! Надя уже видела свой будущий рисунок сквозь бумагу, и ей оставалось только прорисовать контуры. Мне это рассказала её мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева.

– Вы её знаете?

– Да, мы дружим. Наталья Дойдаловна сама очень интересный человек – в прошлом первая балерина Тувы, а папа Николай Константинович Рушев был художником на Центральном телевидении. Надя росла в творческой семье. Николай Константинович очень рано заметил в дочери талант к рисованию и старался сохранить каждый её рисунок, даже если его забраковывала сама Надя. После Надиной смерти Николай Константинович написал книгу-дневник о своей дочери «Последний год Надежды». Как только рукопись была закончена и все 400 страниц подшиты, Николай Константинович скончался, пережив свою дочь на шесть лет. Стараниями тёти Нади Зои Анатольевны Грандберг рукопись была издана только в юбилейном 2007 году – 31 января Наденьке исполнилось бы 55 лет.

Наталья Дойдаловна до сих пор живёт в той самой квартире, где жила и творила Надя. Мама бережно хранит все рисунки дочери. Комната Нади такая же, как и при её жизни. Наталья Дойдаловна много сделала и для сохранения имени своей дочери в памяти людей. Благодаря ей прошло множество выставок во многих городах России и за рубежом. При содействии Надиных родителей в школе № 470, где училась Надя, был организован её музей, а с 1990 года школа официально носит имя Нади Рушевой.

На следующий день после этого разговора я решила посмотреть, нет ли какой-нибудь информации о Наде Рушевой в Интернете. И, конечно, мне хотелось познакомиться с её творчеством. Отыскать подобные сайты оказалось совсем не трудно. И вот передо мной её работы, сделанные то ручкой, то фломастерами, то красками. По технике исполнения очень просты. Но вдруг я с удивлением осознаю, что не могу оторваться от этих милых детских рисунков! Мой взгляд тонет в этих незамысловатых линиях, лицах, глазах. Ещё через мгновение я понимаю, что рисунки… движутся! Нарисованные карандашом на бумаге, персонажи очень пластичны, буквально парят в воздухе. И от этого создаётся впечатление, что все рисунки живые. Вот Майя Плисецкая, танцующая «Умирающего лебедя». Виден весь драматизм сцены. Обессилевший лебедь вот-вот опустит на землю свои прекрасные крылья, чтобы уже никогда не взметнуть их снова в голубую высь. А вот булгаковская Маргарита, нежно обнимающая и целующая Мастера. Сколько любви в лице Маргариты, сколько нежности, преданности любимому человеку! А Мастер? Как он прижимается к своей любимой! Как весь содрогается от рыданий! А ведь мы не видим его лица. Но контуры его тела с лёгкостью передают нам всю гамму чувств, которые в данный момент испытывает герой.

А вот уже другой сюжет. Перед нами Пушкин, танцующий со своей женой Натальей Гончаровой. Особенность этого рисунка в том, что персонажи изображены спиной к зрителю. Однако это нисколько не мешает увидеть настроения, характер изображённых героев, сюжет рисунка. Он мужественный, сильный, романтичный, она – хрупкая, нежная и безумно пластичная. Изящно придерживая левой рукой платье, правую Наталья Николаевна аккуратно вложила в крепкую и надёжную ладонь своего супруга. Их взгляды встретились, излучая чувства любви, дружбы, доверия. Кажется, ещё мгновение, и их понесёт озорной и весёлый ритм мазурки. И всё это представляется просто и естественно, без всяких усилий мысли.

Надо сказать, что описанный выше рисунок не единственный, где нарисованные персонажи стоят спиной к зрителям. У Нади есть ещё один не менее замечательный рисунок из цикла «Война и мир» – «Наташа и Пьер» (1966). Широкие, надёжные плечи Пьера и тонкий, воздушный стан Наташи, изящная левая ручка которой легко, словно пёрышко, лежит на крепкой руке спутника, а правая тем временем виртуозно управляется с веером. С первого взгляда на эту пару, не видя при этом их лиц, понимаешь, как гармонично дополняют друг друга эти люди, как преданы они друг другу и как, должно быть, светятся их глаза, волею художницы скрытые от зрителя!

О каждом рисунке Нади «можно говорить часами», как сказала Наталия Владимировна Усенко, руководитель музея художницы при школе № 470 и создатель сайта, посвящённого её жизни и творчеству (http://www.rusheva.com). По счастливому стечению обстоятельств мне удалось побывать не только на сайте, но и в самом школьном музее: пройтись по широким лестницам старой школы, вдохнуть тот воздух, ту атмосферу, в которой когда-то, 38 лет назад, училась и творила гениальная художница. Вот здесь, за партой, прямо во время урока на промокашках и тетрадных листках появлялись сотни, а может быть, тысячи шедевров, на которых было изображено несметное количество лиц, людей, животных. И у каждого свои неповторимые черты, свой характер, своя судьба…

Пушкин и дама


Способности этой школьницы переоценить невозможно. Несмотря на такую несправедливо короткую жизнь, Наденька Рушева оставила человечеству великое богатство, превратившее 17 лет её жизни, о которых снова и снова вспоминают и будут вспоминать потомки, в семнадцать мгновений вечности. Её рисунки наполнены светом и тем глубоким смыслом, который способен пронести их ценность и значимость через века. И даже в человеке, никак не интересовавшемся до знакомства с её творчеством изобразительным искусством, эти рисунки способны пробудить умение понимать, чувствовать, сопереживать изображённым персонажам, переживать и проживать нарисованные сюжеты. Благодаря простой, порой наивной технике изображения, но при этом бесконечно богатой эмоциональной выраженности рисунков, легко, минуя внешний образ, можно проникнуть в самую суть рисунка, уловить не только характер и настроение нарисованных персонажей, но и отношение к ним самой художницы, её настроение в момент создания того или иного рисунка. Более того, отношение и настроение незаметно передаются зрителю. Рисунки способны настроить человека на волну созидания, творчества. Известны случаи, когда люди, познакомившись с Надиными шедеврами, сами брались за кисточку или перо и создавали картины, рассказы, повести, стихи. Эту способность рушевских творений мне посчастливилось испытать на себе. Жизнь и творчество этой гениальной художницы оставили во мне очень сильные впечатления, которые сплелись в стихотворение. Этими стихами я и хотела бы закончить свою статью.

НАДЕЖДА Светлой памяти Нади Рушевой посвящается…
Закрыта дверь,
Погас очаг,
Не светит больше солнце.
Но ты не верь,
Ты сделай шаг,
Взгляни вон в те оконца!

Оконца эти в мир иной,
Волшебной, доброй сказки,
В тот мир чудесный и простой,
Без лести лживой маски.

Черты наивны и чисты,
Движения пол`та,
Глаза красивы и грустны,
В них нежность и забота.

Ещё другие есть глаза,
В них смех, веселье, радость,
В иных – печальная слеза,
А в тех вон – дружбы сладость.

Окошек этих и не счесть,
Как звёзд на небе ясном,
Пока горят, Надежда есть!
Жива!.. Юна!.. Прекрасна!..

Пусть светит луч её в веках,
Тропу нам освещая,
И мир сей тёмный, весь в грехах
Собой преображая!

Закрыта дверь,
Погас очаг,
Не светит больше солнце…
Но ты не верь,
Ты сделай шаг,
Взгляни вон в те оконца!

Юный Есенин

(рисунки Нади Рушевой – из журнала “Юный художник”, 1981, № 3)

Юлия Бельденкова
Издание: Журнал «Луч Фомальгаута №7»
Размещено: 30 июля 2009 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)