Мы в соц-сетях:

Мой путь

Отряд Суворова


Человек и мир

Имя Александра Васильевича Суворова, доктора психологических наук, действительного члена Международной академии информатизации, в нашей стране известно многим. Прежде всего – благодаря удивительной судьбе этого человека. Не каждому под силу даже представить себе те испытания, через которые ему пришлось пройти на своем жизненном пути, и те преграды, которые каждый день ему приходится преодолевать. Потеряв зрение в 3 года, а слух – в 9 лет, Александр Васильевич мог бы повторить судьбу сотен других слепоглухих детей – не секрет, что часто педагоги считают удачей, если такого человека удалось научить самообслуживанию и какой-то несложной профессии.

Но благодаря поддержке близких людей, талантливым педагогам и собственному горячему желанию быть полноценным, думающим и всесторонне развитым человеком, Александр Васильевич смог добиться очень многого. Он – не только ученый, но и замечательный публицист, а еще – человек, пишущий стихи…

Жизнь слепоглухого человека… Что доступно человеку, лишенному природой двух самых важных каналов информации? Как нам, зрячеслышащим, понять и просто прикоснуться к его миру?

Книги Александра Васильевича способны рассказать об очень многом. Не будем скрывать, читать их бывает очень тяжело. Не исключено, что кому-то не удастся разглядеть в них ничего, кроме боли. Но это не так. За черной пеленой, за вечными каждодневными преградами – все равно светит солнце…

Для первой публикации в нашем журнале (возможно, не последней) – мы решили выбрать отрывки, посвященные маленьким друзьям Александра Васильевича – детям: больным и здоровым, из школ-интернатов и смешанных групп в летних лагерях. Ведь многие годы своей жизни он отдает работе с ними, служа идее совместной педагогики…

Может быть, «Дактильная сказка» поможет вам лучше понять кого-то, кто встретится на вашем пути, – ребенка или взрослого, который не может слышать… А стихотворные строчки – просто проникнут в душу своей искренностью и глубиной…

Ирина Позднякова

Александр Суворов

Дактильная сказка

Денис поймал кузнечика и зажал его в кулачок. Так, чтобы не раздавить и не отпустить. Нет, нет, большой палец сверху. Если сбоку — это кулак для драки, да и кузнечика так можно раздавить. Буква «А».

Денис побежал по крылечку домой. Хочет показать кузнечика маме. Бежит по лесенке... Указательный палец прямой и торчит вверх. Средний согнут крючком и прижат боком к указательному. Безымянный и мизинец прихвачены за ногти подушечкой большого пальца. Это и есть дактильная буква «Б» — лесенка... Молодец, справился. Это самая трудная буква. Дальше будет легче.

У мамы гость — дядя Коля. Он, когда здоровается, всегда просит:

– Дай пять!

Приготовься дать пять, но не давай. Большой палец надо оттопырить посильнее. Умница, правильно. Это и есть буква «В».

Кузнечик-то улетел, пока с дядей Колей по-мужски здоровались. Денис выбежал на балкон. Квартира угловая, и балкон двойной — с двух сторон охватывает большую комнату. Раздвинь большой и указательный пальцы... Остальные пальцы сожми. Э, нет, не ставь балкон на попа, как после взрыва фугасной бомбы. Вот-вот, это и есть буква «Г».

С балкона открывается вид на парк культуры. Там вертится чертово колесо. Указательный и средний пальцы вытянуты вперед и сдвинуты. Большой зажимает остальные, а два вытянутых пальца описывают круг, обязательно к себе, а не от себя. Это и есть буква «Д». Вращается только кисть руки, остальная рука неподвижна. Умница.

Денис забежал в свою комнату за подзорной трубой и вернулся на балкон. Вот, смотри: я поставил кончик большого пальца на ноготок мизинца. Теперь ногти остальных пальцев спрятал сбоку большого. Получилась трубка. Подзорная труба. Отлично, это и есть буква «Е».

Через подзорную трубу Денис увидел в парке зверинец. А в зверинце торчат изогнутые рога. Это горный козел, он же — буква «Ё». Указательный и средний пальцы раздвинуты и согнуты, остальные зажаты большим пальцем. Так у нас в Сергиевом Посаде показывают. И так лучше, на самой большой скорости не спутаешь «Е» с «Ё». У ребят из школ глухих по-другому: они поворачивают букву «Е». Это хуже, на большой скорости не отличишь. (В одном из лагерей ребята из отряда глухих бегали ко мне с возмущенным вопросом: «Ё! Что за Ё?!» — показывая мне сергиево-посадский вариант. Но я все равно за него).

Денис перевел подзорную трубу на парковый пруд. По пруду плывет утка. Хорошо видно ее плоский нос. Вот, давай сложим из пальцев утиный нос. Большой палец подпирает остальные, они все касаются кончиками. Это и есть буква «Ж». Ух, какие у тебя гибкие, пружинистые пальчики. Чудо!

(Восторг не случаен. Многие слышащие преподаватели глухих говорят очень быстро и... невнятно, расслабляя руку. А ее — по крайней мере, для общения со слепоглухим, со мной, на ощупь, — надо напрягать. Иначе получается, по остроумному выражению Ю.Д. Крылатова, так, как если бы вздумала дактильно разговаривать пустая перчатка. На большой скорости ничего нельзя понять. Пальцы должны быть как пружинки).

Денис видит, что вдоль пруда вьется зигзагом тропинка... Представь себе: на улице дождь. Гулять не пускают. Ты стоишь у окна и задумчиво чертишь по стеклу указательным пальцем обыкновенную зрячую букву «З»... Правильно, именно так. Это и есть дактильная буква «З». Ее надо чертить в воздухе обязательно одним пальцем — указательным. Не двумя! И всегда от себя – правой рукой вправо, левой – влево.

Денис ведет подзорной трубой вдоль тропинки и видит, что она упирается в калитку. За калиткой — дом с огородом. Покажи калитку: мизинец и безымянный пальцы прямые, вместе, вверх. Остальные прихвачены за ногти большим пальцем. Это и есть буква «И».

От дома к калитке бежит мальчик, а от пруда подходит дядя. Мальчик с разбегу открывает калитку наружу и — дяде прямо в лоб! Давай, поворачивай пальцевую калитку полукругом от себя. Сильнее, сильнее, так ты никому лоб не починишь. Вот это и есть дактильная буква «Й».

( – Давайте повторим с начала, я так не запомню.

– Само запомнится, поверь мне. Зубрить не надо).

Денис заливается смехом, наблюдая, как дядя, держась за лоб, посылает, наверное, лучшие пожелания вслед удирающему мальчишке. Но где уж его ловить.... И дядя берется за колун — дрова колоть надо. Вот колун: указательный и средний пальцы сжаты, средний внизу. Остальные прихвачены за ногти большим пальцем. Коли дрова! Кто же так колет — почти плашмя? Средним пальцем — острием — резко вниз. Сильнее, надо расколоть полено с одного удара. Вот это и есть дактильная буква «К».

Покончив с дровами, дядя берется за двузубые вилы — сено ворошить. Те же указательный и средний пальцы раздвинуты, опущены вниз, но не вертикально, а наклонно. Раздвинь как можно шире, и пальцы не друг под другом, как в колуне, а рядом друг с другом. Вот, это и есть дактильная буква «Л».

Двузубые вилы дяде не понравились, взял вилы с тремя зубьями. К указательному и среднему пальцам добавь безымянный, все прямые и раздвинуты как можно шире. Мизинчик за ноготь прихвачен большим пальцем. Зубья вил торчат наклонно вниз. Это и есть дактильная буква «М».

Тем временем мальчишка, починивший дяде лоб, пробрался через дырку в заборе на огород. Прихвати большим пальцем безымянный за ноготь, остальные прямые и вверх, указательный и средний сдвинуты. Вот — сломанный забор номер один, который ведет на огород. Будет и с огорода. Это и есть дактильная буква «Н».

А дяде тоже что-то понадобилось на огороде. Он идет туда через ворота — ему-то незачем лазить через дырки в заборах. Давай сделаем из пальцев ворота. Была калитка — буква «И», добавим к мизинцу и безымянному средний палец. Все прямые, смотрят вверх, сдвинуты. Большой за ноготь прихватывает указательный. Вот и дактильная буква «О» — ворота. Калитка узкая, а ворота широкие, чтобы телега проехала.

Дядя идет между грядками по узким мосткам — в две доски. Указательный и средний пальцы прямые, плотно сдвинуты, направлены вперед, слегка вниз. Остальные пальцы прихвачены за ногти кончиком большого. Вот и мостки — дактильная буква «П».

Завидев обласканного калиткой дядю, наш знакомый мальчишка удирает с огорода через другую дырку в заборе. На этот раз подушечка большого пальца прихватывает за ноготь средний палец. Мизинец и безымянный плотно сдвинуты. Сломанный забор номер два — с огорода — стоит прямо. Дактильная буква «Р».

Начинающие часто путают эти два сломанных забора — на огород «Н» и с огорода «Р». Один мой знакомый мальчик так на всю жизнь и запомнил их наоборот. Звали его «Данила», а он представлялся — «Дарила». Я смеялся:

– Ты, конечно, великолепный подарок, но все-таки буквы лучше не путать.

Но переучить его я так и не смог. Смотри не стань таким «Дарилой»... Лучше говорить по-русски без японского акцента.

Удрав от дяди с огорода, мальчишка спрятался под навес... Четыре пальца согнуты и сдвинуты плотно вместе, большой оттопырен и тоже согнут. Сбоку это сооружение напоминает зрячую букву «С». И дактильно тоже — буква «С». Еще похоже на открытую с двух сторон будку на автобусно-троллейбусных остановках.

Денис не сводит с мальчишки подзорную трубу. А под навесом, где тот нашел убежище, сено хранится. И дядя как раз решил подбросить сенца, которое перед этим ворошил. Опять мальчишке надо уносить ноги. На этот раз — по мосту через речку, что течет за домом с огородом. Вот, огородные мостки — буква «П» — у нас были из двух досок, а мостик через речку — из трех. К указательному и среднему пальцам добавляем безымянный и плотно сдвигаем, направив кончики слегка вниз. Мизинец прихвачен за ноготок подушечкой большого.. Дактильная буква «Т».

За речкой — небольшой луг. На лугу — корова. Во, как рога раздвинуты! Большой палец и мизинец оттопырены как можно дальше, остальные прижаты ногтями к ладони. Му-у! Му-у! Му-у! (Я «бодаю» ученика в грудь, он со смехом опрокидывается на спинку скамейки, закрывает грудь руками). Не забывай дактильную букву «У» и не путай с другой рогатой скотиной, а то корова обидится и забодает.

Но лужайка-то болотистая, и из травы, навстречу корове, угрожающе встает на хвост потревоженная гадюка. Четыре пальца плотно сжаты, чуть-чуть согнуты, направлены вперед. Большой палец прижат к указательному сбоку. Кончик его чуть приподнят — змея получается одноухая. Рука согнута в кисти, поднята вверх. Дактильная буква «Ф».

Ребята в Ижевске обязательно еще и вращали кистью руки. Это неправильно — буква неподвижная. Но и я не знал до сего момента, что змеи, когда стоят на хвосте, всегда так делают — вращают головами. Поэтому и извиваются всем туловищем. Так что мы с ребятами взаимно обогатили друг друга.

Кстати, при разговоре рука всегда должна быть в позе змеи, стоящей на хвосте. А если она в позе дохлой змеи — локоть вверху, кисть внизу, — невозможно ничего понять, и слушающая рука очень быстро устает. Запомни это и не мучай меня «дохлой змеей»! Пусть будет живая и кусается «подоходчивей»...

Но змея встала на хвост на свою голову — на лугу змеелов. Я читал, что ядовитых змей ловят крючками. Вот, сделай крючок из указательного пальца, остальные зажми большим. А ну, чей крючок крепче? Давай сцепимся! Попробуй разогнуть мой крючок. Ф-фу, цепкий, где мне с тобой справиться... Это и есть дактильная буква «Х».

Но змея с крючка сорвалась. На землю шлепнулась. Указательный и средний пальцы — прямые и вверх. Остальные зажаты большим. Вся рука резко ныряет локтем вниз. Резче, резче! Вот тебе и дактильная буква «Ц».

Денис видит через подзорную трубу, как змея шлепнулась и — вцепилась в сапог змеелову. Большой палец держит на подушечке сдвинутые и почти прямые указательный и средний. Остальные согнуты и прижаты к ладони. Дактильная буква «Ч».

Еще эта буква совершенно точно повторяет щепоть, которой крестятся православные. Поэтому в своей поэме «Свет» — про маму — я написал, что щепоть — от слова «чистота».

Змеелов поймал-таки змею, завязал в мешочке. Вышел на дорогу, что за лугом проходит. На дороге шлагбаум. Указательный, средний и безымянный пальцы — прямые, сдвинуты, направлены вверх. Большой палец подушечкой прихватывает за ноготь мизинец. Помнишь мостик через речку — букву «Т»? Он смотрит слегка вниз, а шлагбаум — буква «Ш» — вверх. Вот и вся разница, не путай...

Шлагбаум опустился... Такой же нырок локтем вниз, как и в букве «Ц». Получилась буква «Щ».

За шлагбаумом — дорожный указатель. Ну-ка, выставь вперед прямой указательный палец, а остальные зажми большим. Теперь — к себе, ни в коем случае не вверх и не вниз, а как над поверхностью стола. Это будет твердый знак. Резче, резче! А если так же резко от себя — получится мягкий знак. Покажи твердый... Мягкий... Мягкий... Твердый... Отлично. Твердый знак — дорожный указатель на твердое, на автостоянку. Ну а мягкий знак — дорожный указатель на мягкое. Когда ты посылаешь своих друзей: «Иди ты в болото!» — это ты их на мягкий знак посылаешь.

(Вообще-то в русском алфавите между твердым и мягким знаками стоит буква «Ы». Но так как эти знаки отличаются лишь движением к себе и от себя, я в «Дактильной сказке» вполне сознательно поставил их рядом. Другой вариант — двупальцевый, указательным и большим пальцем резко качнуть то ли к себе («Ъ»), то ли от себя («Ь»). Оба варианта равноправные. Двупальцевый встречается чаще, но мне привычнее однопальцевый).

По дороге плетется бык, запряженный в телегу. Зажми большим пальцем средний и безымянный, а указательный и мизинец — прямые и вверх. Вот тебе и дактильная буква «Ы».

(Тут я голосом и на огромной скорости дактильно, потрясая скоростью своих учеников, цитирую басню И.А. Крылова «Мор зверей»: «И м-мы-ы грешны-ы: том-му-у лет пять, когда зим-мо-ой корм-мы-ы нам бы-ы-ли худы-ы-ы...». Изображая корову и быка — «У» и «Ы» — я стараюсь «боднуть» ученика, а тот со смехом прикрывает грудь руками. Смысл — подчеркнуть разницу между коровой и быком, «У» и «Ы»).

Денис через подзорную трубу следит за быком, запряженным в телегу. И видит, как он неожиданно остановился. Мужик слез с телеги, не поймет, в чем дело. Наклонился над колесом, поднял половинку... Зажми средний, безымянный пальцы и мизинец. Указательный и большой согни навстречу друг другу, но не соединяй в круг, пусть будет полукруг. Концы этого полукруга направлены вверх, как концы колесной дуги, если половинка колеса не лежит, а стоит. Вот тебе и дактильная буква «Э». Было целое колесо (я соединяю две буквы «Э», сложенные правой и левой рукой), а теперь остались две половинки (я резким движением отрываю пальцы друг от друга и направляю вверх, заодно показывая подобие жеста «ломать»). Э, не было печали, так черти, то бишь дорожные камни, накачали!

Рядом с поломанной телегой Денис видит — из придорожной сухой канавы ухо торчит. Заяц! Оттопырь мизинчик, а все остальные пальчики зажми большим.. Или — поставь подушечки остальных пальцев на подушечку большого… Главное, чтобы мизинчик был оттопырен. Этот заяц, соображающий, удирать ему или на месте смирно лежать, — и есть дактильная буква «Ю». Обе формы равноправны. Я привык зажимать все пальцы, кроме мизинца, большим, а у глухих, насколько знаю, чаще встречается вариант, когда подушечки этих пальцев опираются на подушечку большого. Лишь бы мизинчик — заячье ухо — торчал, и путаницы не будет.

Наблюдать через подзорную трубу за кутерьмой, творящейся на белом свете, интересно. Однако и домой пора. Мама на ужин зовет. Денис уходит с балкона, и мама его обнимает. Денис тоже обнимает маму ручонками. Средний палец заведи за указательный так, чтобы средний был сверху указательного. (У многих ребят получается и наоборот — указательный сверху среднего. Я так ни за что не смогу. Да так и неправильно). Остальные пальцы зажми большим. Переплетенные указательный и средний пальцы, направленные вперед — это и есть дактильная буква «Я».

Вот и конец алфавиту и сказке. Я тебя люблю! Кстати, знаешь, как можно одним движением объясниться в любви? Сделай букву «Ы», но только большой палец оттопырь. Указательный с мизинцем прямые и торчат вверх, средний и безымянный — прижаты к ладони. Получился международный знак дружбы, который все глухие мира знают.

А теперь я — неграмотный! Зрячих букв не знаю! Не пиши мне по ладони, а разговаривай со мной дактильно! Если что забудешь — напомню, стану, так уж и быть, грамотным на минутку...

(Результат: иногда в тот же вечер мне пытаются переводить на отрядной «Свечке» ребячьи впечатления от прошедшего дня. И получается!).



* * *

– Кем ты станешь, малыш? –
Надрывается сердце в тревоге.
– В чем ты нас убедишь?
По какой зашагаешь дороге?
То ли к людям пойдешь, –
Добрый, светлый? Увидят все люди,
До чего ты хорош,
И любить тебя многие будут.
То ль собьешься с пути,
Злым и хитрым животным поверив,
И таким же, прости,
Станешь злобным, бессовестным зверем?
Кем ты станешь, малыш,
Резвый нынешний слабенький козлик?
И кого водрузишь
На рога свои, сильный и взрослый?..


РЕБЕНКУ

Я втащил бы тебя на свой берег,
Только что бы ты делал на нём?
Ты на слабеньких ножках – уверен –
И с одним бы не сладил шажком.
Отсидев у меня за плечами
Ноги собственной гордой судьбы,
Ты прохлопал бы сонно глазами
Путь на берег весёлой борьбы.
Сам карабкайся неторопливо!
Я лишь руку тебе протяну.
И не бойся сорваться с обрыва –
Хватит силы не кануть ко дну.
Потому что закон тут железный:
Тем уверенней ты и сильней,
Чем вскарабкался выше над бездной.
Здравствуй! Дальше вдвоем веселей…
…Что за бездна и что тут за берег?
Разбирайтесь уж сами, друзья.
Я всего объяснять не намерен,
Да всего объяснить и нельзя.
Издание: Журнал «Луч Фомальгаута №6»
Размещено: 23 мая 2009 г.

Если Вам понравился материал, отметье его:

Или поделитесь с друзьями в соц-сетях:

Комментарии (0)